alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

"ВСЯ МУЗЫКА МИРА" - кинопроза. Повесть. Первые 12 главок.

ВСЯ МУЗЫКА МИРА
Повесть.
Вечереет. Одесский дворик перетянут крест-накрест веревками. Полноватая женщина с южнославянскими чертами лица снимает высохшее белье. Застекленные веранды светятся, словно корабли, проходящие мимо набережных. Женщина вдруг обнаруживает, что среди ее наволочек развешено чужое мужское белье, и кричит:
- Роза! Роза! Опять ты повесила белье своего недоноска на мою веревку!
Соседка словно ждала этого крика - она тут же свешивается с балкона третьего этажа и вопит на весь двор:
- Тебе не нравится мой муж?! Тогда не заглядывайся на него!
- Вот тебе, получи от меня подарочек! - женщина бросает чужие тряпки на потрескавшийся асфальт, топчет их.
Сверху тотчас летит пол литровая банка. Женщина с легкостью для ее комплекции необыкновенной увернулась, взбежала на три невысокие ступеньки, и зашла в комнату.
читать

* * *
Саша достает со шкафа тромбон. Пробует взять несколько нот. Мать входит с корзиной белья, при резком свете лампочки видно, что ее темные волосы с проседью. Разгоряченная дворовым скандалом, она с порога кричит на Сашу:
- Опять ты собрался подыгрывать лабухам! Надо в техникуме учиться, сколько можно валять дурака! Пора на жизнь зарабатывать. Хватит мне одной горбатиться на вас двоих. Народила дармоедов!
- Я хочу быть музыкантом. Я буду композитором! - Саша горделиво вскидывает голову - вьющиеся рыжеватые волосы, уложенные в прическу а-ля Моцарт, придают некоторую одухотворенность хитроватому выражению его серо-голубых глаз, словно присыпанных пылью привоза.
- Вся Одесса из одних музыкантов. Только в нашем дворе семь человек на скрипке играет, девять на пианино, а три розиных ублюдка в хоре поют. И никто ни собирается работать! Меня замучил, сестру истязаешь - она из-за твоих песен заниматься не может. Ни сна нет, ни покоя. И вся эта музыка только для того, чтобы шляться по ресторанам!
- Я хочу быть композитором!
- Тьфу! Окончишь техникум, получишь в руки профессию, тогда делай что хочешь - черт с тобой! И зачем только я купила тебе этот проклятый тромбон!?
Сема кричит со двора в полуподвальное окно Сашиной комнаты:
- Эй, Вагнер! Пошли на репетицию.
- Когда же это все кончится, - старшая сестра Люба переоделась, и вдруг появилась из-за открытой зеркальной дверцы платяного шкафа.
У нее тоже голубые глаза, но ясные, а волосы темнее, чем у брата.
Саша выскакивает во двор с тромбоном, и на ступеньках укладывает инструмент в футляр:
- Сема! Послушай, что я придумал: Та, ра-та, та-та-ра, та-ра-та-та! А на коду, как пойдет модуляция, сразу - та-та-та -ра, та-та- ра, - клёво получается! - размахивая руками и притоптывая на ходу, приятели торопятся на репетицию.
Дети, так не похожие на нее, ушли. Мать садится на кровать возле широкого подоконника, который заменяет ей туалетный столик - на нем лежит пудра в круглой розоватой картонной коробочке с золотыми крапинками, тюбик крема «Восход» и духи «Красная заря» в фигурном флаконе, изображающем башню Кремля. Она мажет обветренные руки кремом и смотрит на маленькую фотографию, вставленную в угол оконной рамы, на которой снят лейтенант Красной армии. Потом она включает плитку, ставит утюг на керамику, пронизанную кроваво-красной спиралью, перекладывает все парфюмерию на кровать, покрывает подоконник одеялом и начинает гладить на нем белье.

* * *
Цыганский ансамбль на ресторанной эстраде заканчивает исполнять песню, уходит со сцены в артистическую, расположенную рядом с кухней.
Саша с тромбоном выходит им навстречу. Руководитель оркестра Юра-цыган ободряюще хлопает его по плечу:
- Давай, не дрефь! Минут десять можешь подудеть, пока мы перекурим. Парнос получишь, смотри не прячь, а то сразу выгоню. Все деньги принесешь мне, я их делить буду.
Саша выходит на эстраду и начинает импровизацию на тему «Серенада солнечной долины».

* * *
Выпускной экзамен по истории коммунистической партии в Одесском машиностроительном техникуме. Ученики в коридоре ножницами режут учебник, прячут в рукава и за пазуху шпаргалки.
К ним подходит Саша.
- Выучил хоть что-нибудь? Какой раздел знаешь? - спрашивает Сема.
- Я все знаю.
- Мандражишь?
- С какой стати? - Саша смело открывает дверь аудитории, подходит к столу, обтянутому красным бархатом.
Над столом портрет Хрущева. Не колеблясь, Саша берет экзаменационный билет.
Через час, который Саша проводит, считая мух, Председатель комиссии спрашивает:
- Кто готов отвечать?
- Я! - тянет руку музыкант-любитель.
- Какой у вас первый вопрос в билете?
- Я отказываюсь отвечать на первый вопрос! - заявляет Саша.
- Это почему? - насторожился Председатель.
- Здесь написано: «Ошибки и антипартийная деятельность т. Л.П. Берия». Берия - не товарищ!
Председатель совещается с членами экзаменационной комиссии.
- За проявленную политическую бдительность вы получаете отличную оценку!

* * *
Саша по дороге домой заходит в туалет - семья пользуется местами общего пользования, находящимися во дворе. Входит в комнату - мать шьет на старой швейной машинке «Зингер». Саша достает из внутреннего кармана диплом об окончании машиностроительного техникума, берет со шкафа футляр с тромбоном и уходит.
Мать перестает строчить, раскрывает диплом, в котором написано: «Присвоена профессия фрезеровщика-деталировщика 2-го разряда».
Мать сокрушенно качает головой и прячет диплом в шкаф.
* * *
Саша едет на такси с Юрой-цыганом, который говорит:
- Я лично от твоих песен кайф ловлю. Тебе надо выйти на дорогу, а кошелек на ней ты найдешь.
- Так считаешь? - сомневается Саша.
- Рубль за сто. В тебе, парень, есть что-то такое, чего и во мне нет. Ты наугад аккорд возьмешь, и в самую точку попадаешь.
- Я толком даже нот не знаю.
- Ты натуральный композитор, от бога. Ноты тут ни при чем - ими только мелодию записывают, если только музыка звучит в душе человека. Очень понадобится - ты и ноты выучишь. У тебя сердце поет - это главное, остальному научишься.
Подъезжают к ресторану.
- С сегодняшнего дня проходишь по полной доле в парносе* - со всей программы, чтобы уверенней себя чувствовал, - решает цыган.

*парнос - деньги за заказ песни в ресторане

* * *
С кузовного грузовика на лямках биндюжники спускают коричневое пианино с инкрустацией. Саша суетится - не уронили бы. Он купил старинный инструмент на заработанные в ресторанном ансамбле деньги.
- Не мешайся, малый! - требует грузчик, - Куда нести?
Мать сдвигает проходы между кроватями, пробует отодвинуть платяной шкаф - битком набитый гардероб не поддается. В тесную, маленькую комнату грузчики вносят пианино, нечеловеческими усилиями проносят над кроватями, стаскивая покрывала ножками инструмента. Задвигают пианино в угол, за шкаф. Саша садится на стул, который стоит гораздо левее центра пианино, но только так можно поставить этот единственный в комнате стул. Чтобы взять высокие ноты Саша тянется правой рукой за шкаф.
Саша играет, но руки приучены к зажимам фрезерного станка, а не к клавишам. «Пианизм» надо воспитывать с детства.

* * *
Саша с девушкой на пляже.
Прогулочный теплоход под названием «Малая земля» причаливает к полосе прибоя.
Из репродуктора доносится песня:
«Эти глаза напротив - что это, что это?..»
Девушка спрашивает с издевкой:
- Ты и эту песню сочил?
- Я! - соглашается Саша.
- Ты автор «Yesterday»! - девушка напевает песню «Битлов», - Как я счастлива с тобой познакомится! - говорит она с издевкой.
- Когда я на тебя смотрю, мне кажется, что я написал всю музыку в мире.
- Зачем тебе присваивать чужие песни? Сочиняй свои.
- Я и сочиняю. Но та музыка, которая мне нравится - тоже моя!
Точно так же, как «Yesterday» стала твоей, хотя и осталась принадлежать «Битлам».
И в любви точно так же - ты мне нравишься, и ты будешь принадлежать мне!
- Это еще как сказать!
- А я тебе нравлюсь? - напирает Саша.
- Ну, и что из этого?
- Это значит, что ты хочешь, чтобы я стал твоим. Прямо сейчас или сегодня вечером! Сознавайся, что так!
- Ну, ты и наглый, - девушка улыбается.
- Тоже самое и «Битлы» - они сочиняют и поют песни, чтобы эти песни принадлежали тебе. Если ты любишь их песни - значит ты ими обладаешь. А что ты не любишь, то тебе даром не нужно.
- Что-то тут не так, - девушка морщит лоб.
- Все именно так, как я тебе говорю! - Саша, «убалтывает» девушку, и, по мере разговора, все глубже залезает рукой под купальник.

* * *
Урок истории в западногерманской средней школе. Учитель:
- Итак, в 1944 году был открыт второй фронт и наш временный успех в Арденах ничего не решал. Германия воевала на два фронта и война в Европе была окончательно проиграна.
Девочка с темно-коричневыми, живыми глазами, и с очень правильными чертами лица, тянет руку и задает вопрос:
- А как мы должны воевать, чтобы выиграть войну?
Учитель удивлен вопросом:
- Грета, та война давно закончена! Мы ее уже проиграли. Еще Бисмарк предупреждал нас не идти на Восток. Решение воевать с Россией, не закончив дела на западе, было ошибочным...

* * *
Грета с подругой возвращается из школы домой. Она говорит:
- Германия такая маленькая, а Россия огромная. А мы их едва не победили.
- Почему ты все время твердишь о прошлой войне?
- Меня очень интересуют эти русские. Если бы ты жила тогда, то пошла бы на войну?
- Что я ненормальная? Конечно нет! А ты?
- А я бы обязательно пошла! И мы бы их разбили! Я уверена, что и сейчас еще не поздно.
- Тогда немедленно объявляй Третью мировую войну. Тебя тут же измолотят ядерными ракетами! Будешь знать.
- Ничего мне не сделают. Ты увидишь, победа будет за мной!
Подружки смеются.

* * *
Саша с двумя цыганами, музыкантами из ансамбля, поднимается по замызганной лестнице, подходит к двери и звонит четыре коротких звонка, один длинный. Они попадают в подпольный одесский игорный дом – катран. Накурено, но окна закрыты и зашторены. Вокруг играют в буру, в преферанс, в штосс. Цыгане начинают играть в карты, а к Саше подходит завсегдатай катрана и предлагает сыграть в железку.
- Три в середине твои, - говорит Саша, сверяет номера купюр и выигрывает.
- Четные твои, - Саша опять выигрывает.
- Скажи на расчет.
- Первая и последняя твои, - Саша говорит обычные комбинации, но все время выигрывает, за счет того, что отдает названные цифры партнеру, который заготовил специальные купюры.
Через пару часов у Саши полные карманы денег, а цыгане продулись.
Юра-цыган говорит на выходе из катрана:
- Пока мы прокатали на фуфло, Саша вон сколько нажил.
- Уметь надо! - говорит Саша.
- Фартовый ты! -музыканты останавливают такси.
Водитель слушает по радио оркестровую музыку.
- Когда я в Греции был, - говорит Юрка-цыган, - там центровой музыки наслушался. Такую лажу не передают - там джаз играют...
Саша слушает, потом говорит:
- А мне нравится оркестровая музыка. Это вообще единственное, что мне по настоящему нравится в нашей стране. Так играть не каждый сможет - мне, например, такое не светит. Два прихлопа, три аккорда и выпрашивай парнос - вот вся наша работа. А тут оркестровка, каждый инструмент свою партию играет. Легкость необыкновенная, настроение повышается - славная музыка. Я с детства мечтал сочинять такую, но не пришлось...

* * *
Комната отдыха ресторанного оркестра «На лимане». Саша предлагает новые песни. Достает бобину – кассету с намотанной пленкой - и говорит музыкантам:
- Стопроцентный шлягер!
Нажимает клавишу магнитофона «Комета», которая фиксируется с характерным звуком «чкляц». Но запись очень плохая. Саша сам садится за пианино, аккомпанирует и поет:
«Одессу надо видеть, Одессу надо слышать,
С Одессой надо лично говорить!»
- Ну что, берете в программу?
- Эта песенка у тебя получше получилась, чем предыдущая.
- Пишите в рапортичку «Одесса-мама» - музыка моя, композитора Кленова, слова народные.
- Будем писать в рапортичку. Только, что это тебе даст? Два процента от нашей зарплаты делится на всех авторов песен, которые мы в течении месяца исполним. На твою долю придется примерно четыре копейки. На, сразу возьми пятак, и мы с расчете, - руководитель ансамбля протягивает Саше монету. Музыканты смеются.
- Пусть хоть одна копейка появится с того, дальнего конца. А когда мои песни запоют все кабаки в стране - я буду получать как шесть академиков! – горячится Саша.
- Осталось всего ничего - чтобы твои песни запели все хором.
- Меня в Одессе все тридцать два кабака поют, значит и в остальных городах петь будут - никуда не денутся.
- Брось дурью маяться. Лучше садись к нам в оркестр - у нас дудочник заболел.
-Хватит. Я три с лишним года у цыган протрубил. Теперь только на себя буду пахать.
- Ладно. Будем писать тебя в рапортичку, шесть академиков.
- Вы главное - пойте мою песню в программе, чтобы люди ее слышали. Если песня людям по сердцу придется, тогда и копейка следом пойдет.
- Оставляй кассету, мы ее перепишем. Потом заберешь.
- Спасибо ребята! - Саша открывает портфель - там полно бобин с его песнями, - я их тиражирую - не надо возвращать. Пока, я побежал.
Руководитель ансамбля говорит коллективу:
- За сегодня пол Одессы обежит - вот как надо песни раскручивать, учитесь.

IMG_6354

IMG_6359

Прототип героя повести -
"Вернулось танго" - Александр Шульга - старая пластинка
http://alikhanov.livejournal.com/216825.html

"Призрак белых роз" или "Взгляните на пустующую вазу..." - исчезнувшая песня
http://alikhanov.livejournal.com/1060448.html
Tags: Александр Шульга, Вся музыка мира, Одесса, кинопроза, музыка, пластинка, повесть, проза
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments