alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Титан Илья РЕПИН - (1844-1930)

Илья РЕПИН - Титан
(1844-1930)
Память человеческая обладает удивительным свойством - проходит одно поколение, второе, третье… И вроде бы величайшие, исторические фигуры сходят в тень, и их судьбоносные «деяния», определявшие судьбы мятущихся народов, незаметно и навсегда забываются.
Стираются даты, исчезают государства, кончаются войны, революции, затихают речи вождей и повеления императоров – все эти существенные реалии, еще совсем недавно определявшие жизнь целых континентов, сбиваются в колтун, начинают мельтешить перед кроткими взорами ныне живущих обывателей, в заботах и трудах зарабатывающих свой хлеб насущный.
События прошедшей эпохи исчезают из «оперативной» памяти, документы становится достоянием архивов, и ими в центральных библиотек интересуются только досужие студенты, да и то лишь за два дня до экзаменов. В который раз все приходит на круги своя - ничто не ново под луной.
Но есть одно исключение из этого правила, именуемого забвением – это творения и судьба художника.

img14
Таков признанный великий живописец и пока еще не признанный великий писатель Репин Илья Ефимович – сын отставного солдата, вернее военного поселенца, служившего еще с аракчеевских времен.

За успехи в живописи Репин сперва был освобожден от звания военного поселянина – единственного наследства, доставшегося ему от отца, и наречен сперва свободным художником, и потом – и очень быстро - гением.

Репин прожил очень долгую жизнь и благодаря его полотнам и книгам люди, тогда жившие, интересны и по сей день, и будут необозримо долго жить в людской памяти исключительно благодаря кисти и перу Репина.
Перечтите, господа, и непредвзято сравните переживания Достоевского, наблюдающего на эшафоте за единственным и последним лучом солнца, и казнь Каракозова, описанную Репиным.
Сравнение будет далеко не в пользу общепризнанного прозаика!
Не надо нам внутренних мук, довольно!
Читая прозу Репина видишь толпу, последние мгновения цареубийцы с желто-бледным, с сероватым оттенком, лицом, слезающего с телеги и восходящего на эшафот. Вот палач, натягивает сплошной башлык (колпакообразный мешок) из небеленой холстины на голову обреченного.
За прозой Репина возникают зрительные образы!
«Вот несчастный начал конвульсивно сгибать ноги. Я отвернулся на толпу – все люди были в зеленом тумане…»

Сотни, тысячи писателей канули в Лету, а «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим во Флоренции» все переиздается и будет переиздаваться из столетия в столетие на всех языках.
Предрекаю столь же долгую, вечную судьбу и книге Репина «Далекое близкое» и его письмам ( их восемь томов!).
Проза Репина уже сейчас гораздо читабельнее, чем сочинения Андреева или "того же" Горького, не говоря о сонме современных им бумагомарак.
Репинская ирония все слышней, и с годами все очевидней:
«Воцарялись варвары: угловатые, с резкими движениями, они были полны живой человеческой правды» – этой одной фразой Репин за годы вперед предугадал пышный расцвет соцреализма и его бесславный конец.
Даже Толстой сполна получил от Репина:
«Недавно я слышал, что Лев Николаевич, начав писать в художественной форме какую-то свою доктрину, скоро бросил это писание и перешел к философской научной форме изложения. Это понятно. Поучать – так поучать – откровенно, просто, кратко и ясно.
К чему фабула?..»


Профессиональные писатели не останавливаются на рутинных житейских мелочах и общеизвестных – тогдашним читателям - подробностях текущего быта.
Но от зоркого глаза живописца Репина, великолепно владеющего пером, не ускользает ни одна подробность человеческого бытия.
Картина «Бурлаки» известна всем.
А вот как она создавалась, как вообще нищий тогда еще выпускник Академии художеств попал на Волгу?
Об этом пишет сам Репин – и за этими записками встает быт времени, фигуры крестьян и купцов, и репинских сотоварищей-художников. Идут по Волге первые волжские пароходы, принадлежащие судоходной компании с удивительным названием «Самолет» - ( «Бурлаки» и эскизы к ним создавались в 1868-70 гг.).
Репин-художник чрезвычайно плодовит и неутомим.
Всю свою долгую жизнь он дорожил каждой минутой своих творческих утренних часов. Даже на еде Репин экономил время – по свидетельству его друга и биографа К.И. Чуковского – который, кстати, первый оценил великий писательский дар Репина - в дверях его мастерской была прорублено окошечко, сквозь которое подавалась ему вегетарианская пища.
Репин писал до глубокой старости, и живопись помогала ему бороться с недугами, а потом и с самой смертью.
Кисти Репина принадлежат портреты всех значительных деятелей русской культуры девятнадцатого века - композиторов, писателей, художников, составляющих славу России. И со всеми ними Репин переписывался – со Стасовым, с Крамским, с Толстым – десятки, сотни адресов и тысячи, тысячи писем.
На одной из юбилейных прижизненных выставок картинами Репина были заполнены практически все залы Русского музея.
Титан Репин чрезвычайно разнообразен, и компакт-диск, на котором 500 работ Репина, воспроизведенных с полиграфическим качеством - включает большинство, но далеко не все полотна и рисунки художника, многие из которых находятся в частных коллекциях, и даже репродукций их нет.
Репин-критик обладал великолепным, безукоризненным вкусом – причем ни только в живописи, но и в искусстве вообще.
Чрезвычайно тонки и остроумны репинские статьи:

«Только личное вдохновение достойно внимания зрителей. Композиция – устаревшее стойло рассудочности – долой!
Анатомия – сказки старых рутинеров-сухарей – выбросить! Штудия с натуры – фотография.
Можно иногда, по поводу натуры творить; но скорей - в один присест – не зарабатываться.
Идеал – это такое произведение, которое если б оно изображало папуасов, казалось бы зрителю, что это несомненное произведение самих папуасов».


Но Репин отнюдь ни рутинер - с первого же прослушивания стихов Маяковского Илья Репин определил в нем гения, и единственная причина, почему не осталось портрета Маяковского репинской кисти – придя на первый сеанс поэт не во время постригся.
Репин, как и всякий подлинно великий человек, был чрезвычайно непосредственным, благожелательным и деликатным.
Но в то же время, не было более беспощадного, и правдиво-бесцеремонного посетителя выставок, чем Репин, когда он обнаруживал фальшь, халтуру, когда он видел, что пользуясь его любезностью и обходительностью, какое-то бездарное ничтожество хочет заработать себе имя и деньги.
Мы все практически современники Репина, и еще знаем и помним, что же происходило при его жизни.
Пролетят столетия и все поменяется.
И люди, может быть, заинтересуются – что же происходило во времена, когда жил Репин – в каком же веке Репин-то жил?
Названием файла, под которым будет наше время - «Репин».
И может статься, что колоссальный холст Репина «Торжественное заседание Государственного Совета» с явными признаками вырождения на значительных и породистых лицах господ победоносцевых через пятьсот лет вполне может быть принят за групповой портрет наших заседателей.
Думаете, ошибаюсь?
Тогда скажите мне – в каком столетии жил Мурильо? Сперва запишите ответ, а потом сверьтесь в Википедии.
Пушкин, Толстой, Репин…
Как Москва без Кремля, так и Россия без Илья Репина непредставима.
Tags: Репин, Россия, история, поселенцы, художник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments