alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

ЛУИ АРМСТРОНГ

Гений джаза из НЬЮ-ОРЛЕАНА - ЛУИ АРМСТРОНГ



Когда черный подросток Лу обратил внимание, что у всех его сверстников бывают дни рождения, а у него – нет, то установить точную дату его собственного появления на свет было уже невозможно.

Отец - рабочий-поденщик сбежал от семьи, когда мальчику не было еще и пяти лет, а мать подрабатывала на жизнь - была то прачкой, то проституткой и ей давно было ни до сына.

Поэтому день своего рождения парнишка выбрал сам, и сделал это скорее всего уже в исправительном доме, куда он попал в 1913 году, после того как стащил у полицейского - клиента его матери - пистолет и стал стрелять в воздух– чтобы хоть кто-то в этом мире его заметил.

Таким образом 4 июля - День независимости Соединенных штатов, самый любимый после Рождества праздник, время салютов и всеобщего веселья - стал днем рождения Луи Армстронга. Похоже, подросток решил: «Пусть ликующая страна заодно отмечает и мое появленье на белый свет».

В начале прошлого века в Нью-Орлеане – в столице сравнительно недавно побежденного в Гражданской войне рабовладельческого Юга - свет преуспевания, богатства и успеха светил только белым. Бабушка Армстронга была рабыней. Никакой собственности – кроме личной свободы у афро-американцев тогда не было и помине. Разве что угол в одном из низких, одноэтажных, удлиненных домов, построенных специально для рабов, которые и по сей день стоят под столетними белыми акациями вдоль трамвайных путей – в Нью-Орлеане и по сей день ходят трамваи.

Луи был разносчиком газет, мусорщиком, зимой – развозил на тележке уголь местным проституткам – небольшая угольная кампания в которой он подрабатывал, принадлежала еврейским выходцам из России, которые так хорошо относились к маленькому Луи, что он до конца своих дней носил на шее Звезду Давида.
Так что несчастье – исправительный дом - обернулась для Армстронга счастьем. Именно там Луи стал учиться музыке, освоил корнет и альтгорн. Духовой оркестр и хор из трудновоспитуемых подростков – вот первый музыкальный коллектив, в котором играл и пел Армстронг.

После освобождения Луи стал подрабатывать, играя в многочисленных барах и ресторанчиках Французского квартала Нью-Орлеана, в котором и по сей день в неприкосновенности стоят все постройки 18-го века, в том числе даже дом Наполеона - в Луизиане когда-то жили в основном выходцы из Франции, они построили этот дом для поверженного императора, на случай если тому удастся сбежать с острова Святой Елены.

Самый воздух южного города был пропитан блюзами, по сути - народными африканскими мелодиями, исполняемыми на современных духовых инструментах. Армстронг стал музыкантом-любителем, и продолжал учиться у музыкантов-профессионалов.

Он познакомился с «Кингом» Оливаром, который вскоре уехал в Чикаго и уступил Армстронгу свое место в оркестре «Кида» Ори – начало профессиональной музыкальной карьеры было положено.
Армстронг стал выступать с Оскаром Селестином «Папой», с Полом Домингезом, с «Затти» Синглтоном, Луисом Расселом, играл в ривер-бот бандах, то есть в оркестрах на пароходах, перевозящих или прокатывающих публику вдоль по полноводной, неоглядной, мутно-желтой Миссисипи, на берегу которой и стоит Нью-Орлеан. Играл в «Jazz-E-Jazz band» «Фейта» Марэйбла.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где в течении двух лет – до выходя первой пластинки – работал вторым корнетистом в «Сreol Jazz Band», потом в Нью-Йорке выступал уже трубачом и певцом в оркестре Флетчера Хендерсона. Армстронг записывался на пластинки в составе аккомпанирующих групп со многими джазовыми и блюзовыми вокалистами. Когда у него закончился контракт с Хендерсоном, он вернулся в Чикаго, женился на пианистке «Сreol» Лил Хардин, которая в 1925 году организовала с Армстронгом первый собственный оркестр.

С ноября этого же года Армстронг начал работать студийно с ансамблем «Hot Five» - состав: «Кид» Ори, Джонни Доддс, Джонни Сент-Сир и Хардин, позднее –Фред Робинсон, Джимми Стронг, Эрл Хайнс, Сиглтон, а с мая 1927, после того как к ним присоединились Пит Бриггс и «Бэби» Доддс, преобразованный в «Hot ceven”. 1929-30 годах Арсмстронт играет в Калифорнии с оркестрами Леона Элкинса и Леса Хейта. Тогда же в Голливуде он впервые принимает участие в киносъемках. Всего за карьеру Армстронг снялся более чем в 50-ти музыкальных фильмах.

Первые успешные гастрольные турне по Европе в начале сороковых годов принесли Луи Армстронгу, как ни странно, широкую известность прежде всего среди белого населения Америки.

Напомню, что в профессиональную баскетбольную лигу – сейчас на 85% состоящую из афро-американских спортсменов – первый небелый баскетболист пробился только в конце пятидесятых годов прошлого века.

А в тридцатых же годах и джаз, исполняемый в основном афро-американцами, считался – до великого Луи Армстронга искусством для «черных» - то есть второго сорта.

Игра вместе с репетициями по 8-12 часов в день на духовых инструментах (особенно в начале карьеры с неправильным, неподобранным амбушюром и мундштуком) деформировала и даже привела к нескольким разрывам тканей верней губы Армстронга, и трубач перенес несколько операций. Одновременно Армстронг пытался избавится от хриплого тембра голоса ( который так характерен для нашего Высотского), и оперировал голосовые связки. Армстронг - среди своих его уже звали Сзчмо - только потом осознал, что в чарующей хрипотце -его неповторимая творческая индивидуальность.

Следуя английской поговорке - ничто не способствует успеху, как успех, Армстронг продолжает неустанно записываться в студиях и непрерывно концертирует. Он проводит филармонические джазовые концерты, пишет вторую автобиографическую книгу. Каждое его выступление 40-50 годов становится открытием, новой эпохой джаза.

Его прижизненная дискография (количество альбомов) насчитывает 41 индивидуальный диск, и больше двухсот компиляций. Он творчески сотрудничает с Сидни Бешем, «Бингом» Кросби, Дюком Эллингтоном, с Эллой Фицлжеральд, Оскаром Питерсоном, «Кингом» Оливером,, Лайонелом Хемптоном, европейскими музыкантами «Чиком» Уэббом, Джеком Дорси, Гордоном Дженкинсом, и многими другими. Армстронг создает собственный оркестр «All Star Bands».

Луи Армстронг становится живой традицией - его образ и его музыка – это классика джаза, приобретающая общемировое культурное значение. Армстронг выступает с музыкантами самых различных стилей – с диксилендами, исполнителями спиричуэлсов и госпелсов (баптистских гимнов), с церковными хорами, со свинговыми и модерн-джазовыми коллективами, принимает участия в бродвейских мюзиклах, шоу, продолжает сниматься в голливудских музыкальных кинофильмах.

Он исполняет вместе Эллой Фицджеральд оперу Гершвина «Порги и Бесс». Его «поп-джаз» приводит в восторг любую аудиторию – Армстронг неповторимо индивидуален и именно поэтому общедоступен и любим.

Армстронг становится настолько популярен в мире, что его голос и первые пластинки в 60-х годах проникают за «железный» занавес – в СССР.

Искусство Армстронга ни только побеждает расовые предрассудки, а преодолевает совершенно незыблемые и нерушимые до тех пор социально-политические границы.

Первый альбом Армстронга, на ярко синей обложке которого был изображен великий джазист играющий на золотой трубе, мне довелось держать в руках в 1962 году. Эта первая нелегально попавшая пластинка Армстронга (их тщательно отбирали на таможне) стоила 250 рублей – деньги тогда совершенно немыслимые – месячная зарплата кандидата наук.
И весьма возможно в сферах мировой причинности, для того чтобы парящие мелодии и говорящие паузы Армстронга сейчас широко звучали в России с многочисленных компакт-дисков, больше всего сделал сам Армстронг.
Внук рабыни привел к свободе и нас в России - силой своего духа, гениальными джазовыми композициями и песнями, навсегда вошедшими в классику мировой культуры.

Сергей Алиханов
Tags: jazz, usa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment