alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

"Физики и лирики" 40 лет спустя.

slutsky12
В 70-80 годы прошлого столетия, с тяжелой руки поэта Бориса Слуцкого (на фотографии) - о нем -http://alikhanov.livejournal.com/1280537.html , -
"что-то физики в почете, что-то лирики в загоне" -
сначала по эстрадным подмосткам, а затем и по всей стране было растиражировано противопоставление «физиков» и «лириков». Вскоре, частым употреблением, суть этого противопоставления была упрощена, а затем и выхолощена.

«Лирики» вроде бы были не в чести, «в загоне» и поэтому беззастенчиво и шумно – а вовсе не сокровенно, трогательно и ранимо, то есть в прямо противоположных смыслах слову «лиричность» – жаловались на зажим, на избыточность цензурного внимания и одновременную на недостаточность финансовой поддержки со стороны государства.
Хотя изначально в рамках тогдашнего социалистического государства «лирикам», как и вообще всей «советской» литературе предназначалась совершенно иная роль - пафосного повышения производительности труда. Этим качеством пафосного принуждения и обладал социалистический реализм, как литературный жанр.

Страна между тем вкладывалась в развитие «физики» – то есть в строительство научных городков, в создание специализированных институтов, в постройку ускорителей, газовой магистрали «Дружба», БАМа и пр.

Шум, поднятый «лириками» нарастал и становился все более невыносимым – они печатали бессодержательные рукописные альманахи, они давали интервью «вражьим голосам», и гнали, и гнали эстрадную «пургу» - им надо было торопиться, нарабатывать себе имя, преуспеть. И «лирики» действительно удачно подсуетились и сварганили-таки из своего имени, как сейчас говорят, «бренд».

Хотя подавляющее большинство их произведений вовсе не были лирическими, а носили разрушительный, скандальный, провокационный характер, будоражили, и, в конце концов, деструктурировали информационную составляющую среды социалистического обитания, созданную исключительно бескорыстными трудами и заботами «физиков».

Сегодня совершенно очевидно, что «лирики» тех времен на самом деле «пиарили» самих себя, и вскоре, улучшив, так сказать, правозащитную минуту, в большинстве своем «свалили», выехали за рубеж, и «подняли бабки», то есть отоварили свою активность уже за бугром, именно за факт своего выезда.

Имена этих «лириков» сегодня, спустя всего три десятилетия, еще помнятся, вроде о них снимаются сериалы, но их произведения напрочь и навсегда забыты и никогда уже не будут востребованы. Поскольку кроме микрофонных воплей их тексты - в большинстве своем - не были подкреплены лиричностью - то есть подлинно художественными достоинствами.

Не обращая внимания на поднятую «лириками» пыль, «физики» продолжали делать свое дело - первооткрывателей, необоримым и совершенно свободным духом они создавали и создали мощь страны - и промышленную, и геологоразведочную и оборонную.
Именно благодаря «физикам», вот уже двадцать лет страна может заниматься делёжкой, выбором будущего пути развития, и другими демократическими прожектами. «Физики», работавшие в почтовых ящиках, в условиях режима и закрытости, по законам тогдашнего бытования были обречены на безвестность, которая, однако, их вовсе не огорчала, не тяготила, а главное не расхолаживала – ведь они и не придавали личной известности особого значения.

Подлинный трагизм того времени выявился только сейчас.
«Физики» семидесятых годов – на полях своей трудовой биографии - писали стихи, которые оставались в черновиках, так как все страницы тогдашних молодежных и толстых журналов были заполнены качанием прав и «воплями» воинствующих «лириков».
Самое же удивительное, что стихи «физиков», пробившиеся только сейчас, спустя более трети века, на страницы книг, оказались сокровенными, доверительными и душевными, то есть подлинно лирическими стихами.

На поверку «физики» и оказались настоящими лириками – без кавычек!
Tags: Борис Слуцкий, лирики, физики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments