alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Авторское право.

Газета - "Единая Россия": "Хит из вторсырья" и другие статьи по поводу авторских прав.

http://alikhanov.livejournal.com/646618.html

Сергей Алиханов:
"Мои песни, которые поет Дима Билан, на самом деле вовсе не мои..."

Песня в исполнении Димы Билана «Ты должна рядом быть» на слова Сергея Алиханова признана Первым каналом ТВ лучшей песней 2005 года.

Однако сам поэт относится к награде неоднозначно.
В ответ на вопросы газеты «Единая Россия», академик Российской академии естественных наук, вице-президент отделения литературы, член Международного содружества писательских Союзов, член песенной секции Союза композиторов России Сергей Алиханов предложил редакции статью, где впервые прямо говорится о том, кто и почему целеустремленно и методично уничтожает отечественную песенную культуру.

Свою первую песенную награду я получил 20 лет назад за песню
«По ниточке, по ниточке ходить я не желаю» на музыку Владимира Шаинского, которая стала лауреатом фестиваля в Сопоте.
Сегодня, на мой взгляд, отечественная песня заканчивает свое независимое существование.

Многие звезды будут петь – да многие уже и сейчас поют - только так называемые кавер-версии, что по-английски означает «покрытие». Это песни написаны на английском языке. На готовую фонограмму, которая состоит из десятков музыкальных файлов, певец накладывает свой голос – с русской подтекстовкой. Это очень простой путь. Симптоматично, что песня «Ты должна рядом быть» это тоже кавер-версия.


Музыка Мишель Эскоффери Стихи Сергея Алиханова

Оригинальный текст был английский. При таком «создании» песни не требуется участие ни композитора, ни даже музыкантов.
читать
В течение всей работы над этой песней в студии были только звукорежиссер, Дима Билан, да ваш покорный слуга.
Рыночный аргумент подобных музыкальных предпочтений таков: западные фонограммы очень качественны и значительно дешевле отечественных. Но от каких щедрот берутся эти готовые фонограммы? Схема простая. За каждой песней, которую поет, например, Мадонна - а музыку для нее пишут Диана Воурен, Мишель Эскоффери и другие западные композиторы - стоят сотни произведений, которые были написаны для той же Мадонны или для другой западной звезды, но не вошли в их репертуар. Вот эти невостребованные сотни песен и передаются по дешевке нашим фирмам, занятым в шоу-бизнесе. А результат?


Музыка Дайана Уорен Стихи Сергея Алиханова

«Презенты» вытесняют отечественные песни из репертуара наших исполнителей. Все мои песни, которые поет Дима Билан, на самом деле вовсе не мои. Они принадлежат западным издательствам. И хотя по телевизору во время их исполнения звучит мое имя, его называют только потому… что я вынужденно отказываюсь отказаться от прав на песню. И в таком положении находятся все поэты-песенники. На примере одной песни я попытался разобраться, как относится к этому Российское авторское общество (РАО), и получил письменный ответ: «…Поскольку произведение принадлежит иностранному правообладателю, вы должны представить в РАО разрешение с долей распределения авторского вознаграждения. В настоящее время представленный вам текст можно зарегистрировать только как оригинальное стихотворное произведение без музыки. Вознаграждение за их исполнение в качестве текстов песен начисляться на ваше имя не будет».

В нашем Законе о защите авторских прав есть пункт второй статьи 49-й, в соответствии с которым я, если делаю перевод и подтекстовку песни без разрешения западных авторов, должен уплатить штраф до 5 миллионов рублей, то есть 170 тысяч долларов. Поэтому, прежде чем писать стихи на западную музыку, я подписываю договор, в котором четко указано, что я не претендую на авторское вознаграждение - в буквальном переводе с английского – «без какого-либо разделения дохода». Это соответствует международному закону об авторском праве.

Наши певцы поют кавер-песни на концертах, фонограммы прокручиваются на радиостанциях. Так зарабатываются деньги. Но только для западных авторов. А там есть что получать – например, «рингтоны», то есть мелодии звонков на сотовые телефоны, продаются в России миллионами копий. Больше 9 миллионов рингтонов песни «Ты должна рядом быть» продано – и все денежки ушли западным правообладателям.

Я давно выступаю против кавер-версий еще и потому, что при наложении русского текста на английскую музыку возникают чуждые русскому языку паузы, а русскому стиху - цезуры.. Эти паузы возникают потому что английские слова короче русских слов. Обычно, в подтекстовке очень много одноударных слов. И текст кавер-версии даже отдаленно не напоминает размеры классического стиха, которым когда-то писались русские песни песни, и романсы… Поэтому кавер- версии звучат неделю-другую, а тут же приедаются. Это изначально разовая продукция. Эти песни вовсе не «Лунная дорожка», или «На высоком берегу, на крутом» в исполнении Юрия Антонова, которые звучат четверть века, и будут звучать и дальше. Вот они действительно наши – и в прямом, и в переносном смысле. Мы написали их с Юрием Антоновым, нам они и принадлежат.

Угроза уничтожения отечественной песни вполне реальна - большинство моих соавторов и товарищей по песенной секции Союза композиторов России за последние годы не продали ни одной песни. А что экономически не поддерживается – то исчезает. Композитор, который несколько лет не может «пристроить» ни одной песни, меняет профессию, становится учителем музыки, идет работать в кабак... Песня - самый выгодный бизнес, самая прибыльная сфера общественного труда. Общий объем мирового производства, связанного с песенной продукцией, превышает шесть триллионов долларов, что в несколько раз превышает мировой объем торговли оружием и военными технологиями!
Качество современных отечественных песен вот уже много лет подвергается уничтожающей критике.
Если исполнитель поет хорошие, запоминающиеся песни, то эти песни становятся его творческим образом. Такой исполнитель поет свои долго, может быть, всею жизнь. И гастрольная работа такого исполнителя стабильна и вполне сравнима с хорошо работающим предприятием с прозрачной бухгалтерией.
Заведомо плохие, незапоминающиеся песни выпускаются как раз по требованию нашего музыкального бизнеса. Все FM-радиостанции заполнила разовая низкокачественная песенная продукция, которую крутят за так называемые «промоутерские». Звучание песни оплачивается менеджерами шоу-бизнеса, которые затем на скорую руку проводят с раскрученным «проектом» несколько гастролей.
.Условием экономически успешной работы разовых проектов как раз и являются песни-однодневки. Как только отмыта «наличка», данный проект немедленно закрывается. И чем быстрее забудутся песни, которые исполнялись в этом «проекте», тем лучше и безопаснее. И тут же с новыми однодневными песнями начинается новый «проект».

Подобное положение вещей напрямую связано с существующей системой оплаты авторского гонорара за песню – от 0,75 до 3 процентов от дохода радиостанции, или концертной деятельности. Никакого «дохода», разумеется, никакой бухгалтер старается не показывать, авторы же не получают практически ничего кроме «черного нала» за разовую продажу песен исполнителям.

Всем этим правовым и коммерческим разбродом немедленно воспользовались западные фирмы, и их представители в России.
Сейчас наше руководство заинтересовалось общественными организациями, которые функционируют в России на западные деньги. Но гораздо опаснее и эффективнее, на мой взгляд, действуют коммерческие организации, работающие на нашем рынке на западные деньги и на западный карман! Успешно выкачивается из российского шоу-бизнеса, а заодно и из нашей экономики миллиарды рублей и миллионы долларов. Ведется скрытая борьба за наш музыкальный рынок. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI), которая в России официально представляет интересы крупнейших иностранных производителей аудиопродукции, борется с пиратством. Но это вывеска для наивных. На самом деле подобные фирмы – инструмент захвата нашего музыкального рынка.

На Российское общество по цифровым технологиям (НОЦТ), на Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), на Федерацию правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР), на Российскую фонографическую ассоциацию оказывается колоссальное давление. В результате в нашем эфире все больше звучит песен иностранного производства. Эфирная ротация - это не только промывка мозгов, но и огромные деньги непосредственно с радийной прокрутки. Кроме того, многие слушатели затем покупают диски западных исполнителей, которых они привыкли ловить на радио.
Подобная практика – наряду с широчайшим распространением кавер-версий - обрекает отечественных композиторов и поэтов, а следом Российские авторские общества на деградацию. Организации, объединяющие западных авторов и правообладателей, имеют практически неограниченные финансовые возможности. Например «Альянс интеллектуальной собственности» – крестный отец закрепившейся в России «IFPI» - контролирует 5 процентов ВВП США.

Самое приятное в шоу-бизнесе - не надо ни контейнеров, ни трубопроводов, ни терминалов, не нужно проходить никаких таможен, – песни сами летят по воздуху, легко приходят по сетям Интернета в формате МР3, минуют все кордоны, и надо только отладить правовой механизм, в затем втихаря качать и качать «деньгу». Финансы, которые крутятся в этом бизнесе, в десятки раз превышают доходы от газа и нефти.

Об этом я твержу 20 лет, но так и не достучался до чиновничьих голов.
Мировой оборот от продаж интеллектуальной собственности будет расти. Поэтому постоянно раздаются призывы проводить силовые акции против российских производителей дисков, всячески преувеличивая размеры пиратства в России, обвиняя нашу страну в том, что она чуть ли ни лидер по нарушению авторских прав. По западным оценкам, у нас реализуется контрафактной продукции от 70 до 90 %.

Но это дутые цифры. Опросы показывают, что менее 40 % населения покупает нелегальные копии западных исполнителей или компьютерных программ. По общим показателям, это лишь 0,6% от всего мирового объема пиратства. То есть, у нас «уровень пиратства», по крайней мере, вдвое ниже, чем нам приписывают. Когда же будут окончательно устранены российские производители оригинальных песен, цены на музыкальную продукцию внутри России взлетят! Ведь западные компании не могут себе простить, что когда-то согласились продавать лицензионные копии по ценам, которые устанавливает российский рынок. А эти цены в нашей стране в 7-8 раз ниже, чем общемировые. Я неоднократно бывал за рубежом, но ни разу не слышал - ни по радио, ни по телевидению - ни одной русской песни. Там нам защищать нечего! Нашей аудиопродукции на их рынке нет, и никогда не будет. А по нашим радиостанциям с утра и до вечера звучат западные «хиты».

Если мы будем исполнять и слушать в основном чужие песни, мы рискуем утратить национальную самоидентификацию.
Пора бы это осознать и чиновникам, и звездам нашей эстрады.

Хорошее интервью об авторском праве в России - http://starsnews.ru/news/11774.html

Нарушение авторских прав в РФ давно стало тяжким преступлением-
http://alikhanov.livejournal.com/273644.html

Прекрасная статья об авторском праве
http://alikhanov.livejournal.com/290156.html

Авторское право - антирекорды - "Одуванчики", "Фонтаны Флоренции", "Сядь в любой поезд"
http://alikhanov.livejournal.com/430630.html

Леонид Дербенев - мастер песни
http://alikhanov.livejournal.com/445661.html

Зара - "Мой ласковый и нежный зверь..." - четверть миллиона сайтов!
http://alikhanov.livejournal.com/515390.html

1 350 000 посещений - Доменик Джокер поет на Красной площади "Буду я любить тебя всегда"
http://alikhanov.livejournal.com/521807.html -
Tags: кавер, статья, хит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments