alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

Анна Маркина в "Новых Известиях".



Анна Маркина ставит и пытается по-своему осмыслить ключевой вопрос не только русской литературы и не только литературы – вопрос о смысле жизни, делает ей честь... с чеховской пристальностью и тоской задумывается о высоком предназначении человека.

Сергей Алиханов

Анна Маркина родилась в Москве. Окончила с отличием Литературный институт им. Горького. Стихи публиковались в журналах: «Дружба Народов», «Зинзивер», «Новая Юность», «Аврора», «Российский писатель», «Слове/Word», «Кольцо А», «Московской вестник», «Плавучий мост» и других, висят на многочисленных ресурсах Сети. Автор поэтических сборников: «Слон», «Кисточка из пони». Анна - дипломант поэтических фестивалей: «Господин ветер», «Поэтическая аптека», «Илья-премии», «Серебряный стрелец», призер Чемпионата Балтии по русской поэзии, победитель премии «Северная Земля», лауреат конкурса имени Бродского.

Член арт-группы #белкавкедах, с которой выступает в Москве - в ЦДЛ, Булгаковском Доме, музее Пушкина, «Библио-Глобусе», в городах: Брюсселе, Риге, Петербурге, Липецке, Ростове-на-Дону.

Главный редактор (совместно с Евгенией Джен Барановой) нового электронного литературного журнала «Формаслов». Преподаёт русский язык и литературу. Член Союза писателей Москвы.

Поэзии Анны Маркиной присуще обаяние свободы - стихи её естественны, как дыхание. Когда она читает стихи, кажется, что это не результат упорного и напряженного творчества - как есть на самом деле, а импровизация, и строчки рождаются, возникая прямо из воздуха.
Недавно, на презентации «Поэтического календаря» на 2020 год Анне достался месяц ее рождения – сентябрь.

https://www.facebook.com/alikhanov.ivanovich/posts/10220498442274060

Анна Маркина прочла:

Но учти, осмотрев все вокруг, от и до,
Не поймешь, как другие свивают гнездо.
Вместо веточек – строки (не свяжешь концов),
И весь лес, и все жители – вместо птенцов.


Видео - Анна Маркина читает стихи из «Поэтического календаря» -
https://youtu.be/2xeWRDXXTZM

И действительно, строки веточек - то зеленых и распускающихся, то золотых и опадающих заполняют весь небосвод ее просодии. Социальная же составляющая творчества Анны Маркиной зачастую исполнена такой образности, в которой даже добрый слон, вдруг становится гротеском:

Приходит человек в больницу,
суется в нужное окно,
но все без толку, все без толку -
теперь там принимают только
слонов.
И человек уже боится,
ему необходим талон,
он просит, просит, просит
его принять. Он, дескать, просто
нечетковыраженный слон.
зачем талон? зачем вам он?..
ведь вы же слон,
ведь вы больны.
Сидели б дома до весны,
как все приличные слоны...

Хотя на самом деле, словно выйдя опять из зловещих гротов подземных римских терм (этимология термина), - и это очень ранит поэта! - гротескными становятся отношения между людьми...

Абсолютное владение стилем и формой, легкость руки, открытая и добрая душа! При полном отсутствии личностного пафоса, который так порой утяжеляет тексты язвительной иронией и скрытой завистью. В поэзии Анны Маркиной все несправедливости и все обиды мира воплощены в чарующую игру слов, и кажется, что это сама Клио с укоризной слегка покачивает головой - так лучше не делать и не поступать. Изумительное, вдохновенное и вдохновляющее творчество - чудное, рождающее надежды явление Анны Маркиной в русской поэзии можно только по-блоковски приветствовать «звоном щита»!

Анна Маркина человек чрезвычайно занятый работой, и творчеством и постоянным участиям в многочисленных конкурсах и видеопроектах, и часто путешествующий - недавно она показывала свои снимки Западного побережья Португалии. И меня поразило, что она вместе Евгенией Джен Барановой - при общей тенденции закрытия толстых журналов - создали новый проект - журнал «Формаслов»! - https://formasloff.ru/

Само название «форма слов» мне очень импонирует, и напоминает мне историю юности моего отца, который с 14-ти лет работал линотипистом, то есть создавал «формы слов» в типографии газеты «Заря Востока», где ежедневно выдавали по пол-литра молока за вредность. Отец в своих воспоминаниях пишет: «Рядом работал старый наборщик Митрич Никитин. Когда я обращался к нему, как правильно написать то или иное слово, он молча отливал строку с этим словом и бросал мне горячую отливку. У него были грамотные руки, которые никогда не допускали ошибок». Горячая отливка это и есть «форма слова»!

О творчестве Анны Маркиной вышло множество статей:

Сергей Баталов, поэт, критик анализирует: «Стихи Анны Маркиной прозрачны, легки и забавно- фантасмагоричны. Этим они близки детской поэзии и могли бы стать частью её, если бы не их совсем недетское драматическое содержание... вернувшись, понять, что бывшая родина стала чужой... центр внимания в её поэзии – как в поэмах, так и в стихотворениях – перенесён с лирического героя на окружающих его людей. И этот взгляд исполнен любовью и жалостью... для комфортного существования требуется иной тип взаимоотношений между людьми, основанный на любви и понимании, только, как из провинции в метрополию, в такой мир так просто не переедешь, и герою остается хотя бы надеяться...».

Николай Дорошенко прозаик и публицист пишет: «Своими самыми большими ожиданиями мы обременяем именно тех молодых поэтов или прозаиков, которые достигают художественного изящества не в муках, а самородно, словно играючи... поэт Анна Маркина – явление более чем незаурядное.

Это почувствовали и все те уважаемые мои коллеги. Да и для самой Анны Маркиной, видимо, наше общее восхищение её талантом не покажется неожиданным. Но будет хорошо, если и наши тревоги окажутся для Анны Маркиной ненапрасными...».

Александр Нестругин, поэт из Воронежа, восхищен: «Поэзия Анны Маркиной – это настежь раскрытое окно, дарящее свежесть неизъяснимую. Занавеска то едва колышется, то летит по ветру, и её не хочется остановить, смять – её хочется коснуться. Жалко только, что с улицы доносит порой речь отнюдь не литературную – и щечки юной девы, подарившей нам целую охапку поэтической свежести, вовсе не становятся пунцовыми. Это маленько портит впечатление. Но – как много воздуха, - молодого, знобкого, холодящего грудь…».

Валентина Ефимовская, поэт, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога», Санкт-Петербург, анализирует: «Ироничность, игровые элементы, раздробленность зрительного ряда, нарочитые языковые нарушения, соседство элитарности и массовости, элементы ненормативной лексики и т.п. свидетельствуют о явной творческой самостоятельности.

Молодой автор, обладающий оригинальным тембром поэтического голоса, работает в гармонии традиционной литературы.

Анна Маркина ставит и пытается по-своему осмыслить ключевой вопрос не только русской литературы и не только литературы – вопрос о смысле жизни, делает ей честь... с чеховской пристальностью и тоской задумывается о высоком предназначении человека...».

Поэт Юрий Перминов провидит: «Поколение, к которому принадлежит Анна Маркина, лишилось права на привычное местоимение «мы». Это растерянность не перед временем с его экономической жесткостью, но перед собственным отражением в зеркале. Кто я? Чего я хочу? Отсюда и некоторые медитации на тему юности, и слова подворотен. Человек пытается отыскать ответ на мучительные вопросы там, где он начинался как личность. Но это путешествие не в собственное прошлое, оно еще невелико. Это путешествие в глубину собственной души и собственного сознания...».

И ход времени, и сама судьба в стихах:


* * *

Не хватит духу так и жить: беречь
на линиях развешенную речь,
гримаски на случайном фотоснимке,
до сердцевин продрогшие простынки.

Читавшие под телевизор спят –
щенки в коробке, горсточка опят
из рыжины какой-то кочевой –
к стене ногами, к шкафу головой.
Всё случай. Вот и выходка ведра,
уехавшего ночью со двора
куда бог весть на кашлявшей «копейке».

Под соснами пронзает муравейник
хвоинка наклонённого луча.
Сквозь тёплое безмыслие молчать,
как пятиклашка на осколке лета,
застуканный отцом за сигаретой.



* * *

Плыву, хоть нет ни лодки, ни весла.
И хорошо, что не дано мне лодки,
что боль свою я, как и все, несла,
по рекам, автобанам, околоткам,

среди старух, ментов, лишайных псов,
чиновников, запретов постоянных.
Шагами покрывались расстоянья,
могилы – дрожью близких голосов.

Я научилась принимать всерьез
слова и недалеких, и счастливых,
и сброшенные, словно сотни звезд,

на дачи бомбы красного налива,
и руки детские (белым они белы),
не знавшие работы и занозы,
и по ребенку ласковые слезы,
горчащие, как сонная полынь.

Не разлюби, смотри, не погуби
земли твоей, укрытой тьмой и стонами,
заплаканной процессией рябин
и на крови настоянной.



* * *
Уехать за тридевять… письма и стансы
писать до полудня в замшелом отеле,
тащиться за булочкой в сквер еле-еле,
грустить оттого, что подольше остаться
соседи по номеру не захотели.

Пройти для людей, будто склеила ласты,
подальше от всяких надежд и претензий,
замерзнуть, проехавшись ночью по Темзе,
и вместе с портье, как пират, одноглазым
смотреть до рассвета на пену гортензий.


полностью - https://newizv.ru/news/culture/16-11-2019/anna-markina-sideli-b-doma-do-vesny-kak-vse-prilichnye-slony
Tags: #белкавкедах, Анна Маркина, Новые Известия, поэт о поэтах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments