alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

Мария Голованивская - в "Новых Известиях".



Марии Голованивской удалось превратить чтение стихов в «интимный до обнаженности разговор между двумя то ли любовниками, то ли друзьями, то ли людьми, которые случайно столкнулись душами в этом мире.

Сергей Алиханов

Мария Голованивская родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ. Печаталась в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Родник», «Золотой век» и других. Стихи опубликованы на персональном сайте, неоднократно озвучены на многочисленных ресурсах Сети. Вышли книги и романы «Пангея», «Нора Баржес», «Cостояние», «Противоречие по сути», «Двадцать писем Господу Богу», «Знакомство. Частная коллекция». «Числа одиннадцатого месяца». Опубликованы сборники стихов: «Лотреамон», «Азбучные истины», «Зной». Работала и публиковалась в газетах и журналах: «Русский телеграф», «Власть», «Коммерсантъ», «Деньги», «Vogue» - русская версия, рубрика «По-моему». На канале ТВ-6 была редактором и автором программы «Дачники», получившей несколько премий ТЭФИ.
Доктор филологических наук, профессор Кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ. Докторская диссертация была защищена по монографии «Ментальность в зеркале языка», эта книга и сейчас научный бестселлер. Лауреат премии МГУ имени И. И. Шувалова.

Мария ведет колоссальную просветительскую и образовательную деятельность по культурному возрождению на базе портала и школы литературного мастерства «Хороший текст». Под ее руководством в этой школе ведут семинары и читают лекции выдающиеся деятели отечественной культуры, Виктория Токарева, Любила Петрашевская, Борис Акунин, Виктор Голышев, Алена Долецкая, наши авторы Сергей Гандлевский, Татьяна Щербина и многие другие.
Недавно в замечательном «Культурном Центре Андрея Вознесенского», который вот уже полтора года работает на Большой Ордынке, и посвящен жизни и творчеству великого поэта, а также всей плеяде и истории шестидесятников, прошел Творческий вечер Марии Голованивской - презентация ее нового сборника стихов «Зной».
Семантический настрой - собственная, авторская трактовка значения слов в динамике текстов Марии Голованивской определяет общую, узнаваемую тональность и энергетику. Гармония и эстетические идеалы, гуманизации пространственных и исторических аспектов удивительным образом становятся просодией стиха. Благодаря проникновенной настроенности масштаб лирического охвата поэта совершенно бескраен - от утренней уличной встречи, до звезд ночного небосвода. При этом выразительность поэтической речи остается естественной, и всегда ориентирована отнюдь ни на развлекательные потребности читателя, а на глубинные, подчас уже забытые, внутренние, может быть, еще школьные идеалы.

Сама атмосфера «Центра Вознесенского» поразительна, слайд шоу:https://web.facebook.com/alikhanov.ivanovich/videos/10220136295460616/

Но на меня и экспонаты, и сама такая живая, но уже музейная обстановка, действует ностальгически... Андрей Вознесенский «заметил» меня весной 1968 года, прочел мои первые опусы и сделал совершенно бесценный подарок «Ахиллесово сердце» - https://www.facebook.com/alikhanov.ivanovich/posts/10220281443569228

Помню, однажды перед Новым годом, уже в восьмидесятых, Андрей Андреевич обмолвился в ЦДЛ, что никак не может «достать» Новогоднюю елку.

- В котором часу Вам завтра принести елку? - спросил я.
- Часов в 5-ть тебе удобно будет?
- Да-да! конечно!

Ровно в пять часов я нажал на дверной звонок квартиры в высотке на Котельнической, и мне открыл сам Вознесенский.
По-быстрому я обрезал, затесал, поставил елку.
Андрей Андреевич тут же ее украсил, бросив на еще влажные ветки кусок темно-бордовой ваты, и сказал:
- Спасибо!
Окрыленный, я ушел... в жизнь.

Мария Голованивская продолжает верить, а главное работать и писать! - способствуя эмоциональному пробуждению, и духовному возрождению читателей. Именно благодаря доверительной интонации ее стихи так хорошо воспринимаются на слух. Звуковая дорожка была опубликована на Сетевой версии журнала «Эсквайер», читают Алена Долецкая и Дмитрий Воденников. Сборник «Зной» представлен в аудио формате - https://esquire.ru/letters/109452-video-alena-doleckaya-chitaet-stihi-poetessy-marii-golovanivskoy/

Мария Голованивская о своем сборнике заметила: «Это стихи, написанные мною с сентября по май 2018 года... Да, в сборнике секс, кровь, разговоры с любимыми, Богом, чертом, судьбой — все то, что и правда меня волнует. Это стихи по существу. В этих стихах для меня главное то, что в них написана правда. Моя правда».

Поэта всегда начинаешь искренне любить с одного какого-нибудь стихотворения, и потом читаешь, и ищешь встречи с ним. Для меня таким стихотворением стало:


Любить красавицу, что у окна скучает
Руками опершись о подоконник?
Как скучно это, как неинтересно
Все кончилось духовно и телесно.

Но что же остается? Ждать убого
Конца нелепого, шарахаться от тени
И разлюбить. Хотя б на грамм, немного,
Любить страшнее праздности и лени.



Эти строки мне особенно близки, кажутся мазками великого художника и напоминают мне любимую картину Эстебана Мурильо «Две женщины в окне».

Презентация стала праздником подлинной творческой дружбы. Поэты читали стихи, видео: https://youtu.be/potr36eKr4s

Мария Голованивская поделилась на Вечере секретами своего мастерства: «Прозу на огромном экранном пространстве страницы можно писать по-разному. В стихотворении такой возможности нет. Ты слышишь стихотворение целиком, и первоначально услышанное невозможно написать по-другому. Есть маленькая глухота, и работа ее устраняет.

Но мне это дается не трудно. Устраняя эту глухоту, можно даже не вспотеть...».
О своем внутреннем мире Мария Голованивская написала:
«… в результате перестройки мне пришлось как-то зарабатывать на жизнь. На этом поприще мне довелось повстречать невероятных персонажей, которые чуть было не отняли у меня веру во что бы то ни было подлинное. Но, слава Богу — буквально, слава Богу, именно так — жизнь всё расставила по местам, и те, кто был достоин лучшего, получили это лучшее, а иные сгинули, и никто уж не вспоминает о них.
Мою голову поставили на ноги поездки по России, такой далекой от филологического факультета МГУ. Они дали мне настоящую пищу для ума, которую я, правда, не переставая много ездить до сих пор, продолжаю переваривать и переваривать. Так мне посчастливилось и, надеюсь, ещё посчастливится узнать очень разных людей: богатых, бедных, сильных, слабых, подлых, красивых. От этого знания я часто чувствую превосходство во время умных интеллигентских дискуссий: ребята, думаю, а иногда и говорю я, вы вообще представляете себе то, о чем говорите?
Живя, по сути, три жизни, а не одну: консультантскую, писательскую и академическую — не то чтобы я была христианка среди мусульман и мусульманка среди христиан. Большой ведь разницы нет между всем тем, что ты делаешь головой…».


Редактор Анастасия Завозова отмечает, что Долецкой и Воденникову, да и самой Марии Голованивской удалось превратить чтение стихов в «интимный до обнаженности разговор между двумя то ли любовниками, то ли друзьями, то ли людьми, которые случайно столкнулись душами в этом мире».

Теперь и наши читатели «столкнуться душами», читая прекрасные стихи:

Молитва

Я прошу тебя, милая Господи, пожалей,
Разожми длань свою, отвори затвор
И взгляни из подлобия веселей
Из подобия выведи на простор.
Зубья алчные ты не скаль, палач.
Кос русалочьих, Князь, ей не заплетай.
Что браниться то? Вот тебе калач.
Ну и ей, держи, каравай.
Ладьте, пирствуйте, токмо б поднять чело,
Волюшки обресть, чтобы нажив кою,
Стать прозрачнее, чем само стекло
Пусть наживой быть, не наживкою.



Лето

Небо цвета загорелой девичей кожи,
Вечерами сумерки шоколаднее глаз мулатки,
Ветер жарче дыханья, и на синем продавленном ложе
Мучается луна и дробится в дырявой кадке.

Лето липнет к щеке, клеится, льнет как девка
Беспардонно душно, потому что душит, паскуда,
И вонзается в грудь копье, острие без древка
Или просто осколок, рухнувший ниоткуда.

Осень

Синее. Ласковей синего нету дней.
Осень. С листьями вверх, листьями вниз,
Плавно движение и сразу - сразу видней
То самое, что обнажает стриптиз.

Голое. Перед тем, как залечь уснуть,
Мокнет и мерзнет. Хочет и есть, и выть.
Парк живописен. Носом уткнуться в грудь
Утки носатой и с ней по течению плыть...


Зима

У этой мозаики дней выщерблены цвета,
Глаз отворяй или не отворяй ворота,
Не бельмеса своим бельмом не различить - мороз,
Боли не пляшет нерв, что ноготь врос, что не врос...
Онемевшее тело - немо - суши мосты,
Путник тупым носом не испишет версты,
И напрасно движение вверх расстопыренных рук,
На лету как снегирь - волдырь замерзает звук.


полностью - https://newizv.ru/news/culture/26-10-2019/mariya-golovanivskaya-mne-nesmetnyh-tvoih-nikogda-ne-zapolnit-smet
Tags: "Новые Известия", Мария Голованивская, поэт о поэтах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments