alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

Анна Голубкова в "Новых Известиях".



Стихи Анны Голубковой словно пронизывающий северный ветер, читаешь, невольно поеживаешься, и дрожь проходит по телу. В ее строках нет сближений и сочетаний далеких понятий, нет отвлеченных образов, а есть все то, что касалось и касается непосредственно тебя самого.

Сергей Алиханов

Анна Голубкова родилась в Твери. Окончила исторический факультет Тверского государственного университета, филологический факультет МГУ.Стихи публиковались в журналах: «Новая реальность», «Новые облака», «Волга», в альманахах и антологиях «Акт!», «бАб/ищи и глобальное потепление», «Актуальная поэзия на Пушкинской-10» на многочисленных литературных Сайтах.

Анна - инициатор и идейный вдохновитель проекта «Абзац», электронного научного журнала «Полилог», участник арт-группы «бАб/ищи».
Кандидат филологических наук, научный интерес - творчество В. В. Розанова. Автор монографии «Литературная критика В.В. Розанова: опыт системного анализа».

Достоверность всего, что происходило и происходит в собственной жизни каждого из нас - и чему сам ты и свидетель и участник. Вовсе не желая, читатель становится лирическим героем обыденности и собственного отчаяния.

В который - в бессчетный раз! - такому герою понадобится вовсе не смелость и беззаветность, а терпение, смирение перед непреодолимым и только унижающее душу и сердце беспросветное ожидание неизвестно чего. «И никак не могут кончиться 80-е годы прошлого века» - восклицает Голубкова. Невольно соглашаешься с поэтом - прожитое закончится только вместе с нами.


«Адище города» название сборника стихов Анны Голубковой взято из Владимира Маяковского:

«Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
»


Несомненно, Анна Голубкова придала своему сборнику и символическое, и буквальное значение ставшей названием цитатой, смысл которой - свет окон высасывает все силы и душу у тех, кто на них смотрит. Значение в высшей степени тревожное и печальное! Не приведи Бог оказаться внутри, за этими окнами, где горит отнюдь ни «негасимый свет» слащавый, из песенки восьмидесятых, а свет маленьких «адков»... Читая стихи Анны Голубковой, за всех нас боязно - и за тех, кто смотрит на эти окна, и тех, кто, придя домой, вдруг - неведомо для самих себя - включит внутри свет «люстр небытия» (Ярослав Смеляков).


Недавний Творческом вечере Анны Голубковой показал, как насыщена, глубока и многовариантна литературная жизнь Москвы. Выступали поэты, о творчестве которых Анна писала критические статьи, и говорили они о том, какое огромное влияние оказали ее слова на их литературную работу.

Сама же Анна Голубкова, выдающийся исследователь В.В. Розанова, и автор монографии о великом писателе. На Вечере она сказала: «Когда много читаешь Василия Васильевича Розанова стиль его проникает в сознание. Розанов для 20 века – «это наше все», как Пушкин для 19-го. Многие, наверно, не согласятся, но на самом деле это так».

Полностью поддерживаю Анну – «Опавшие листья» Розанова и настольная книга, подаренная мне писательницей Аллой Кторовой 30 лет назад. Каждое утро невольно пробегаешь глазами несколько страниц, и потом весь день про себя цитируешь: «Кто не знал горя, не знает и религии. Демократия имеет под собой одно право - хотя, правда, оно очень огромно... проистекающее из голода. Самолюбие и злоба - из этого смешана вся революция...».


И стихи Анны Голубковой усиливают звучание этого великого камертона:

Человек раздевается перед сном.
Разоблачается. Снимает одежду.
Складывает на стул у кровати.
Отстегивает тщеславие и честолюбие,

аккуратно сворачивает самомнение,
мысли о собственной исключительности...
Развязывает самое последнее –
веру в доброго дядю,

который придет и спасет,
накажет злодеев, а хорошим
раздаст полную пригоршню
разноцветных леденцов...



Творческий вечер был прекрасно организован нашим автором Людмилой Вязмитиновой,

слайд-шоу: https://www.facebook.com/alikhanov.ivanovich/videos/10219931620303865/

В разговоре с Анной Анатольевной, после Вечера, я поделился, что моя бабушку тоже звали Анна, и она тоже родом из Тверской губернии из деревни Мартынцево Кимрского уезда. Когда моей матери было 9 лет, в страшную годину раскулачивая, зимой, им пришлось вдвоем пешком добираться до Москвы.

«Я тоже положила всю жизнь, чтобы из Твери дойти до Москвы» - грустно пошутила Анна Голубкова.

Творческий вечер в Библиотеке им. Юрия Трифонова - видео-фильм: «Поэзия предельной чёткости» - https://youtu.be/hOaztjdtzYU

О ее книгах, сборниках и творчестве написано множество статей. Алена Василькова, критик и поэт: «Не слишком ли тяжелую ношу взвалила себе на плечо девочка из Твери?.. почему бы поэту начала XXI-го века не быть с юным Владимиром Владимировичем на дружеской ноге... «стихи о тяжелой жизни непопулярных поэтов» — это неумолимая правда, которую Голубкова написала о самой себе... Вот в том-то и беда распадающейся на куски книги «Адище города». Цельность ей придает только видеоряд да совсем уж рудиментарная, почти случайная структура...».

Александр Уланов поэт прозаик, переводчик: «Сидеть тише и проще, чтобы тебя все полюбили – не годится, но и героизм изгоя не подходит... Скорее – жесткое и спокойное ощущение себя чужим, которому не нужно стандартное и безликое светлое будущее потребления, национальной идеи, власти, или еще чего-то не человеческого. Спокойная взрослость – как бы ни были прекрасны воспоминания о детстве, возвращаться туда не стоит...

Это трудно, это не под силу обычному взгляду и языку... И именно индивидуальность речи – одно из того, что все-таки не позволяет окончательно отнять «я» у человека (хотя угроза этого существует постоянно) ...

Язык в его непрямолинейности, многозначности – очень мощное средство видеть и понимать, мощное средство индивидуализации. Человек растет, пытаясь понять. Если что-то слишком понятно, оно уже есть в нем. Массовая культура – большой поддакиватель, объединитель и успокаиватель, но именно ее миру и намерена противостоять героиня Голубковой...».


Наш автор Людмила Вязмитинова: «Стихи Анны Голубковой близки к ритмизированной прозе. Повествовательно-рассуждающие, в большинстве – составленные из полных длинных предложений, разбиваемых на строки в местах как правило проставленных знаков пунктуации и естественных пауз, они подчиняются ритму, напоминающему равномерное биение пульса. Тем не менее это стихи бунтаря.

Лично я разделяю мнение, что поэзия является способом познания, прежде всего и главным образом – того, что есть человек и мир, в котором он пребывает. Трудоемкий, требующий обостренного чувства слова, но один из самых достоверных способов. В ходе этого поэт творит миры, своих героев и строит свою личность, как бы продвигает ее по некому пути развития и становления. Все это отчетливо прослеживается в книге Голубковой. При этом мы имеем дело с выявлением «я» методом вычленения его из враждебного ему мира, становлением его по мере отчуждения от всего, что составляет окружающий его мир.
..».


Анна Голубкова - член жюри премии «Поэзия», текущую работу которого на этой неделе обсуждали на Кафедра истории русской литературы новейшего времени ИФИ РГГУ. Обсуждали много вопросов: «Каковы варианты этой событийности, если оценивать лонг-лист премии «Поэзия»? Литературное поле фрагментарно, и различия между разными практиками иногда очень глубоки. Можно ли говорить, что сегодня много не только поэтик, но и поэзий? По каким линиям можно провести их различия? Если рассуждать о поэзии в традиционных категориях «миссии», «назначения» или «оправдания», то как бы вы определили поэзию сегодня? Какие представления о поэзии сейчас совсем «не работают»? Какие направления поиска видятся интересными и важными? Можно ли интерпретировать их как «новые» и в каком смысле?..».


По условиям Премии - впервые - она может быть вручена и члену жюри. Пожелаем же, чтобы одно из стихотворений Анны Голубковой стало победителем:

ПОЭЗИЯ МИКРОРАЙОНА

1.
бодрое утро в московском микрорайоне
кашель в сортире соседа сверху
легкий, почти выветрившийся
запах сигарет
слабые лучи солнца
тут же пропадающего за тучами
и ритмичное посвистывание
барабана стиральной машины
тут слишком плохая вода
чтобы радоваться
утреннему чаю
тут слишком
коммунальная жизнь
чтобы помнить
о вечном одиночестве


2.
глоток свежего воздуха
похож на глоток хорошего вина
точно так же опьяняет и окрыляет
а спится после глотка
свежего воздуха
намного лучше
потому что не снятся
вообще никакие сны


3.
холодное начало ноября
скользкий ледок
первый стишок
после большого перерыва
попытка поэзии
в унылом микрорайоне
где временами кажется
будто бы уже умер
и попал в ад
тут, в аду, совсем не страшно
просто серо, пусто, уныло
и очень-очень безнадежно
ты никогда отсюда не выберешься
обратного хода в мир живых
нет и не будет
привет тебе, ноябрь,
привет, бывший
советский микрорайон,
равенство и братство
в многоэтажном сортире
мы осели тут после жизни
навсегда осели после жизни


4.
снег падает и засыпает
наш микрорайон
один из многих
таких же микрорайонов
с одинаковыми домами
и похожими друг на друга лицами
низкое небо
мелкая снежная крупа
грязные лужи под ногами
это ноябрь, детка,
всего лишь ноябрь
и мрачный засыпанный снегом
сонный микрорайон


5.
ранняя зима
в московском микрорайоне
похожие друг на друга
многоэтажные дома
тепло по трубам отопления
начинаешь любить
эти пыльные батареи
надо бы выйти
а не хочется
со всех сторон доносятся звуки
жизнедеятельности соседей
зима будет долгой
зима будет долгой
зима будет очень долгой
но мы ее, конечно,
сумеем пережить

6;
ноябрь оправдывает ожидания
мрачно мокро
и еще раз мрачно
и еще раз мокро
унылая пора
очей ежедневное угнетенье
развидеть бы
эти бесконечные многоэтажки
это свинцовое небо
эти пустые замкнутые лица
дорога в будущее
закончилась
и наступило
вечное настоящее

7.
яркое зимнее солнце
словно зовет
прогуляться
и даже требует
давай выходи
пройдемся
по микрорайону
посмотрим на высокие
однообразные дома
на замученных жизнью
усталых людей
на бодрых алкоголиков
на лавочках у подъездов
сам воздух тут пропитан
суицидальностью
и нелюбовью к жизни
так что к чему
все эти прогулки


8.
следующая станция лихоборы
поезд мягко трогается
комфортная городская
электричка
а вокруг гаражи промзоны
недостроенные дома
и унылые снежные поля
птица-тройка прибывает
на станцию лихоборы
и на этом все заканчивается


9.
еще несколько шагов до метро
осталось несколько шагов до метро
или наоборот до нужного подъезда
дойти доползти до нужного подъезда
подняться по ступенькам
нажать кнопку лифта
и приступить к привычным
домашним обязанностям


10.

обычный декабрьский день
со слегка тающим снегом
пустыми хлопотами
и ненужными перемещениями
типичный московский
микрорайон
на фоне холода и сырости
ничуть не становится уютнее
прошлая жизнь
кажется небывшей
будущее
представляется невозможным
вечный день сурка
в обычном московском
микрорайоне
где все кончаются
и никак не могут
кончиться
80-е годы
прошлого века



* * *

«Жизнь – штука дискретная.»
Евгения Вежлян

Человек раздевается перед сном.
Разоблачается. Снимает одежду.
Складывает на стул у кровати.
Отстегивает тщеславие и честолюбие,
аккуратно сворачивает самомнение,
мысли о собственной исключительности,
представления о своем уме и таланте,
полученные знания и умения,
прочитанные книги,
дипломы и грамоты,
все, что им было написано,
все, что им было подумано,
все, что им было почувствовано.
Убирает на полку воспоминания
и затаенные надежды.
Развязывает самое последнее –
веру в доброго дядю,
который придет и спасет,
накажет злодеев, а хорошим
раздаст полную пригоршню
разноцветных леденцов.
И вот – маленькое дрожащее
«я»
лезет под одеяло,
сворачивается
в клубочек
и растворяется
в неизвестном.


полностью https://newizv.ru/news/culture/21-09-2019/anna-golubkova-ya-nazhimayu-delete-s-oblegcheniem-i-nepreklonnostyu
Tags: Анна Голубкова, Новые Известия, поэт о поэтах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments