alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

Олег Бабинов - в "Новых Известиях"


Проникновенная и ироничная, искрящаяся и прозрачно-неуловимая, современная и с тонкими историческими реминисценциями - такова ткань стиха Олега Бабинова. Просвещая, доставляет удовольствие при чтении, а главное заставляет читателя посмотреть пристально в самого себя - такова многовариантная суть поэзии Бабинова.

Сергей Алиханов


Олег Бабинов родился в 1967 году в Екатеринбурге. Окончил философский факультет МГУ.
Стихи печатались в журналах: «Знамя», «Дружба народов», «День и ночь», «Иерусалимский журнал», «Литературный Иерусалим», «Ковчег», «Южное сияние», «Лиterraтура», газетах: «Литературная Россия», «Независимая газета», «МК», «День», «Ковчег», в альманахах: «45 параллель», «Финбан», «Рижский альманах», на многочисленных литературных сайтах.

Автор поэтических сборников: «Никто», «Мальчик сломал слона». Соавтор и соиздатель альманаха «Стихи. Перекрёстки» (Москва – Санкт-Петербург – Нью-Йорк).
Член арт-группы #белкавкедах, которая выступала и выступает в Москве - в ЦДЛ, Булгаковском Доме, музее Пушкина, «Библио Глобусе» - и других в городах: Брюсселе, Риге, Петербурге, Липецке, Ростове-на-Дону.

Победитель литературного конкурса «4-й Чемпионат Балтии по русской поэзии».
Профессионально занимается управленческим консультированием, бизнес-аналитикой, корпоративными расследованиями. Жил в Великобритании, в США.


Непременный участник стихотворных поочередных чтений на всех поэтических площадках Москвы, Олег Бабинов на днях пошутил, что, мол, только в «Музее Пастернака» чувствуешь себя неловко - все время кажется, что хозяин вот-вот вернется, но возвращаться приходится самому. Недавняя презентация его нового сборника «Мальчик сломал слона» (Стеклограф, 2019) прошла на площади Трех вокзалов - в книжном магазине «Депо», оформленном, под стать сборнику, в высшей степени современным дизайном.


Сопутствующее столь ответственному действу нервное напряжение, похоже, так утомило поэта, что неожиданно для всех - всего пару дней спустя - Олег вдруг объявил, что уходит из поэзии. Однако, всеобщее негодование поклонников и собратьев по перу, а скорее всего собственное призвание, заставило поэта вернуться - совершенно блестящим стихотворением «Камера», в котором очеловечиваются нечеловеческие условия, созданные на всех континентах. Олег Бабинов несколько лет «проживал» и в Сиэтле, поэтому с полным основанием может примерить к своему внутреннему бытованию строки Иосифа Бродского, датированные 1974 годом: «номера телефонов прежней и бегущей жизни, слившись, дают цифирь астрономической масти». С тех пор прошло-пролетело скоро уже полвека! - а нелепые, и все более ускоряющиеся трагические события, технические открытия, в условиях тотально подконтрольного существования «сливаются» в мешанину в кюветах нашего подсознания, а больше-то и негде! - и воссоздаются стихами, все более напоминающими крики о помощи:

за нами из церкви блаженного арманда хаммера
следила как мы заметили вовремя камера
беглым зрачком следила завистливо негрово
но не засекала поскольку нас не было
кем же мы были когда мы с тобою не были
вывихом и запятыми садовой мебели
потом и пылью платной были парковкою
ландыши были и уличной были торговкою
красная книга же мамонты визг под колёсами
как в этом фильме из детства где мёртвые с косами
камера глупая камера крутится вертится
мне как и ей в нашу бытность не очень то верится

Поэт сокрушается, что борьба против пресловутых угроз, так изменяет человеческую ментальность, что сам человек вдруг начинает пропадать и исчезает... Получается по принципу квантовой механики: сам процесс исследования изменяет объект. А поэт продолжает читать свои стихи: https://youtu.be/-HlsjwBibdY


Творчество Олега Бабинова постоянно обсуждается на страницах журналов и на литературных сайтах. Александр Карпеко поэт и критик, пишет: «Я часто слушаю стихи Олега Бабинова в «живом» авторском исполнении. И каждый раз что-то в них меня «цепляет». Нестандартное мышление – визитная карточка поэта. «Мальчик сломал слона» – книга нескучная и парадоксальная. Это некий экскурс в собственное детство, когда мальчик и взрослый человек «сливаются» в персонаже без возраста. Похоже на палиндром времени: ты путешествуешь из зрелого возраста в детство, а потом – обратно. В поисках утраченного рая, и не только. Поэт стремится не «отпочковать» друг от друга маленькие свои жизни, а, наоборот, объединить их. Для него детство – тоже один из элементов своего «Я». Хотя, наверное, биологических клеток того маленького Олега во взрослом человеке уже не осталось. Всё «съела» динамика развития личности. Название книги, невзирая на кажущуюся непритязательность – концептуально. Не только дети – целые государства порой «ломают слона», а потом – смотрят, что из этого выйдет...».


Наш автор Данила Давыдов делится: «Сентиментальность и ностальгичность, укрощенные и превращенные в способ, позволяющий организовывать поэтический материал, – явление не то чтобы редкое в современном стихотворчестве, скорее наоборот. Однако же бесконечное проживание прошлого редко оказывается убедительным, куда интересней существование лирического «я» одновременно в разных временах. Еще интереснее, когда такого рода скольжение по временам выходит за пределы частного опыта и становится основанием более сложной структуры, подключающей некие универсальные, архетипические ходы. Иронически отстраненная, но в то же время и не лишенная пафоса манера отличает поэзию Олега Бабинова... С помощью своеобразной инверсии Бабинов выстраивает… поэтический механизм, обращенный в будущее («сюда, где мы ждем…»), преодолевая тем самым инерционный ностальгический посыл...».


Клип арт-группы #белкавкедах - https://youtu.be/wwtiZd-hOdE


Наталья Шишкова, поэт и критик на страницах «Ex Libris» отмечает: «Олег Бабинов часто выступает в составе арт-группы #белкавкедах, которую представляют еще Евгения Джен Баранова (наш автор) и Анна Маркина. Контраст между серьезными текстами и мнимой легкомысленностью помогает добиться желаемой цели – отсоединить себя от общего течения. Поэзия Олега Бабинова, на первый взгляд степенного господина с английской выправкой, оказывается сущим хулиганством. Свободные ассоциации, неочевидный поток повествования. Легкость, игра, ирония. Горечь. Потерянный белый человек среди недобрых джунглей. Все жалит, все болит. «Очкарик городской», подавленный своим бессилием, спрятавшийся не в пещере, но в «скрипучем офисном кресле» и наблюдающий за тенями, за отголосками внешнего движения. Но сколько бы лирический герой ни савнивал себя с колобком, который уж «счастия не ищет» и поджаривается на углях, за декларатвными заявлениями о собственном «никтожестве» все-таки чувствуется и сила, и надежда...».
И пусть надежда достается читателям его стихов:


Колыбельная


Спи, любимая, спи легко, спи голышом
на моём плече у вселенной, в тебя влюблённой -
кариатиды спят, а вон за той колонной
спят ликийцы, живущие грабежом.
Спит на востоке Крит. Спят его быки.
Спят рыбаки и кормящая их ставрида.
Ты сегодня держала небо, как кариатида -
спи, как боец, разжав усталые кулаки.
В сонном огне еле слышно гудят полеья,
негой и ленью гружёные спят корабли,
ослабевают коленей переплетенья,
ветер колышет снов разросшихся ковыли.
Мы ведь Рим с тобой, вечные - кто нам Аттила!
Наш с тобой Геркулес, отдохнув, обхитрит быка.
И куда бы наша история ни покатила,
ты просто спи пока, спи пока, спи, пока
эти варвары не научатся умиляться внукам,
не построят вокруг наших терм Будапешт,
наши литеры не привяжут к шипящим звукам,
не научатся спать, как мы – без шкур, без одежд.


Московский снег

Московский снег, давимый джипом,
настырно липнущий к метле
ферганца, тлеющего гриппом,
утопленного в янтаре
иллюминации вечерней,
зажжённой над тверской-ямской,
чтоб между лавкой и харчевней
след родовых своих кочевий
нашёл очкарик городской,

иди, засыпь дорогу к яру
и с яра съезд к сырой земле!..
…Крути, ямщик, верти сансару
напра-нале.
Всех замело — коня, поводья,
отчизну, веру и царя.
Так сладко замерзать сегодня —
особенно почём зазря.

Вороны в утреннем навете
накличут голод и чуму.
А ты один, один на свете,
несопричастный ничему.



Рядовой Рахманинов

Не жалей ни меня, ни прочих нас —
мы родом из века каменного,
но, Господи, слава Тебе, что спас
рядового Рахманинова!

Мы пошьём войну на любой заказ —
хоть тотальную, хоть приталенную,
хоть со стразами, хоть без всяких страз,
необъявленную, отравленную.
Санитар, санитар, не тяни, бросай —
не того потащил ты раненого.
Не спасай меня, но во мне спасай
рядового Рахманинова.

Колобок

когда б вы знали по каким сусекам
какой метлою и каким скребком
сметён был ставший этим человеком,
в каких углях он пёкся голяком
о мудрый и коварный крокодил,
решающий задачу как добычу —
не от таких я, брат мой, уходил!
не о таких я по ночам захнычу

какие тени щерились из ниш
разверзнутого настежь ренессанса!
каких химер на дне высоких крыш
он соблазнял, любил — и расставался!
он колобок он счастия не ищет,
он до зари останется со мной —
пока горячий уголь нежно свищет
под круглой и дымящейся спиной


полностью - https://newizv.ru/news/culture/07-09-2019/oleg-babinov-ya-svet-strelyayuschiy-s-dvuh-ruk-a-zvat-menya-nikak
Tags: #белкавкедах, Москва, Новые Известия, Олег Бабинов, поэт о поэтах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments