alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

Андрей Гришаев - в "Новых Известиях".




В конференц-зале Института Егора Гайдара под эгидой программы «Культурное дело», которую ведет поэт Михаил Кукин, недавно прошел Творческий вечер Андрея Гришаева.

Сергей Алиханов

Андрей Гришаев родился в 1978 году в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.
Стихи печатались в журналах: «Новый мир», «Знамя», «Юность», «Homo Legens», «День и ночь», в антологиях: премии «Дебют», «Братская Колыбель», «Знаки Отличия», «Молодой Петербург».
Автор поэтических сборников: «Шмель», «Канонерский остров».
Творчество отмечено премиями: «Парабола» имени Андрея Вознесенского, журналов «Новый Мир», «Знамя»

Так получилось, что в Институт Гайдара я пришел из ЦДЛ, где проходило награждение лауреатов журнала «Плавучий мост», и фотографии прекрасной весенней Москвы вошли в слайд-шоу Вечера: https://youtu.be/OIs4O6yGXIM


В просодии Гришаева и смысловая, и логическая составляющие существуют исключительно в звуковой палитре стиха. Чувства, мысли, ассоциации - в едином потоке внутренней речи оказывают воздействие и немедленное! — в первую очередь на душу самого поэта. У Евгения Баратынского — рифма, как голубь Ковчега, приносит поэту оливковую ветвь внутреннего отзвука (осуществляет — говоря по-современному — обратную связь). В строфах Гришаева каждое слово имеет подобный же внутренний отзвук — в процессе творчества, прямо в момент написания.


Никаких задач вне слова не существует - у поэта начисто отсутствует предварительный замысел. Тайна рождения, преобразования в текст, вплетается в суть каждого стихотворения. Так достигается, и возникает ощущение первозданности:

Вернее, дух летит. В его руке
Округлый звук невидимого слова.
И девочка сбегает по реке,
Как по дороге. Падает, и снова

Бежит на голос. Звук рождает звук,
И музыка уже не умолкает.
Оглохший ангел, победив испуг,
Наощупь в белом воздухе взлетает…


Творческий вечер прошел на одном дыхание. Многие московские поэты пришли послушать стихи собрата по перу. Никто, конечно, не мог и предположить, что этот прекрасный праздник поэзии был одними самых последних, перед надвигающимся событиями…


Видео- фильм: https://youtu.be/J_J4FlD-KGg

Но в действительной жизни, как и в настоящей поэзии, сознательное и бессознательное неотличимы, часто дополняют друг друга. И предвидение порой полностью сметается трагической неожиданностью:

Мне не догнать свободных птиц твоих:
Они исчезли в небе. Их не стало.
Мой парусник несет, несет на скалы,
Я отвернулся, я не вижу их...


Стихи Гришаева с трудом поддаются критическому анализу — да и зачем? — истинной поэзии достаточно просто сопереживать. Тем не менее, его творчеству посвящено множество статей

Марианна Ионова, прозаик, критик, эссеист, делится: «В «генезисе» у Гришаева и акмеистский (т.е. до-модернистский, не самый популярный) Мандельштам, и Анненский. Это так же очевидно, как и стратегия, у которой подобная генетическая память должна вставать на пути, однако не встает… Гришаев занимает узкую нишу. Это экзистенциальная лирика, как бы аранжированная для более «простого» состава инструментов или для менее подготовленного оркестра, при сохранении мелодии смысла и тональности… не угождают чьим-то вкусам, но самоценна и самоцельна.

Гришаев использует широчайший диапазон просодии: здесь и верлибр, и белый стих, и традиционная рифменная силлабо-тоника, радующая метрическим и ритмическим богатством...».


Прозаик и поэт Леонид Костюков восхищается: «Стихи Андрея Гришаева преодолевают усталость привычных размеров и ритмов с совсем неожиданной стороны — раскручивая их до звукового предела, акцентируя и без того ударные места. Вместе с полузабытым мотивом восстанавливается и потерянное время, какое-то жутковатое подлинное детство, с его полномасштабными трагедиями, тревожными мечтами, парализующим страхом. Физически ощутимая свобода автора никогда не переходит в необязательность — Андрей Гришаев верит своей интуиции, а мы охотно верим ему...».


Павел Крючков заведующий отделом поэзии, заместитель Главного редактора «Нового мира» написал: «Известного художника спросили, что он думает об одной чужой картине. «Я не думаю, я волнуюсь». Примерно то же самое мог бы, наверное, сказать и я, — вспоминая своё первое впечатление от стихов Андрея Гришаева. Передо мною открылось какое-то новое отношение к языку, к слову как таковому.

К проживанию общего времени и обретению себя в пространстве личной памяти.

Завораживало всё: беспощадная точность мысли, образный ряд, воздушная музыка, оптика взгляда, эмоция. И главное — способ мышления, сама организация лирического стихотворения, как творения...

Гришаев — один из самых значительных поэтов своего поколения... мне хотелось читать только его стихи...».

И нашим читателям пусть будет всегда хотеться и прочитать, и опять вернуться к его стихам:

* * *

И в дальнем сне, и в сумраке растений,
В небесной тишине отчётливая вязь,
Куда уходит всё, и тише и смиренней,
И тоньше и прямее становясь.

Но голос твой горит, и мне всё так же слышен,
Как будто вне тебя, и в сумраке густом
Плывёт листва над шелестящей крышей.
Чуть погоди. Дорасскажи потом.

Я знаю, есть края, где всё прямей и тоньше.
А ты как будто спишь и говоришь во сне.
Прости меня, постой. Тебя не слышу больше.
И треск сверчка, и таешь в белизне.


* * *

Все спали. Он один проснулся.
Прошлёпал в тёмный коридор,
Крючка дверного чуть коснулся
И вышел в синеватый двор.

Вот грабли, сваленные в кучу,
Курганы листьев… Угадать
Наверняка нельзя. Ты лучше
На стул рассохшийся присядь.

Полезна на исходе осень,
Поскольку оправданье для.
Как ты с кровати ноги сбросил,
И вот – холодная земля,

И звёзды, сдвинутые в угол,
А дальше, выше и левей -
Кромешный непостижный уголь.
А что ещё в душе твоей?

Так мироздание для робких.
И, в тихий трепет погружён,
Чернея глупенькой бородкой,
На стуле замирает он.




* * *
И слово есть. Прозрачное, как Бог.
И слово-яблоко, и слово-лошадь.
И яблоко летит, как голубок,
На голубую утреннюю площадь.

Вернее, дух летит. В его руке
Округлый звук невидимого слова.
И девочка сбегает по реке,
Как по дороге. Падает, и снова

Бежит на голос. Звук рождает звук,
И музыка уже не умолкает.
Оглохший ангел, победив испуг,
Наощупь в белом воздухе взлетает...



полностью - https://newizv.ru/news/culture/28-03-2020/andrey-grishaev-v-svoih-skitanyah-malyh-i-bolshih-pretili-mne-i-begstvo-i-pogonya
Tags: Новые Известия, полностью, поэт о поэтах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments