alikhanov (alikhanov) wrote,
alikhanov
alikhanov

Category:

ТИТАН Илья Ефимович РЕПИН - (1844-1930)

ТИТАН Илья Ефимович РЕПИН
(1844-1930)
(впервые опубликовано в газете ««CD-про. ru».», Москва, 2000.

Память человеческая обладает весьма странным свойством - проходит одно поколение, второе, третье…
И вроде бы величайшие, исторические фигуры сходят в тень, и их судьбоносные «деянья», определявшие судьбы мятущихся народов, незаметно и навсегда забываются. Стираются даты, исчезают государства, кончаются войны, революции, затихают речи вождей и повеления императоров – все эти чрезвычайно существенные реалии, еще совсем недавно определявшие жизнь целых континентов, сбиваются в колтун, начинают мельтешить перед кроткими взорами живущих ныне обывателей, в заботах и трудах зарабатывающих на хлеб насущный. События прошедшей эпохи исчезают из памяти, а ее документы становится достоянием архивов, центральных библиотек и интересуют только досужих студентов, и то лишь за два дня до экзаменов. В который раз все приходит на круги своя, и снова оказывается - ничто не ново под луной.
Но есть одно единственное исключение из этого правила, именуемого забвением – это творения и судьба художника.
Таков признанный великий живописец и все еще не признанный великий писатель Илья Ефимович Репин – сын отставного солдата, точнее, военного поселенца, служившего еще с аракчеевских времен. За успехи в живописи Репин был освобожден от звания военного поселянина – единственного наследства, доставшегося ему от отца, и наречен свободным художником, и потом – и очень быстро - гением. Репин прожил долгую жизнь и благодаря его полотнам и книгам люди, жившие вместе и рядом с ним, интересны и по сей день, и будут необозримо долго жить в людской памяти благодаря репинской кисти и перу.
Перечтите, господа, и непредвзято сравните переживания Достоевского, наблюдающего на эшафоте за единственным и последним лучом солнца, и казнь Каракозова, описанную Репиным. Сравнение будет далеко не в пользу общепризнанного прозаика.
Читая Репина, вдруг оказываешься в толпе, из которой наблюдаешь за последними мгновениями цареубийцы с желто-бледно- сероватым лицом. Вот цареубийца слезает с телеги и восходит на эшафот. Взгляните на палача, вот он натягивает сплошной башлык (колпакообразный мешок) из небеленой холстины на голову обреченного.
За прозой Репина возникают зрительные образы!
«Вот несчастный начал конвульсивно сгибать ноги. Я отвернулся на толпу – все люди были в зеленом тумане…»
Сотни, тысячи писателей канули в Лету, а книга ювелира и скульптора «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим во Флоренции» все будет и будет переиздаваться из поколения в поколение на всех языках.
Предрекаю столь же вечную судьбу и книге Репина «Далекое близкое» и его письмам ( их восемь томов!). Проза Репина уже сейчас гораздо читабельнее, чем сочинения Андреева, даже Горького, не говоря о сонме современных им бумагомарак. Репинская ирония все слышней, и с годами все очевидней:
«Воцарялись варвары: угловатые, с резкими движениями, они были полны живой человеческой правды» – этой одной фразой Репин за годы вперед предугадал пышный расцвет соцреализма и его бесславный конец.
Даже Л.Н. Толстой сполна получил от Репина: «Недавно я слышал, что Лев Николаевич, начав писать в художественной форме какую-то свою доктрину, скоро бросил это писание и перешел к философской научной форме изложения. Это понятно. Поучать – так поучать – откровенно, просто, кратко и ясною. К чему фабула?..»
Профессиональные писатели не останавливаются на рутинных житейских мелочах и общеизвестных – тогдашним читателям - подробностях текущего быта. Но от зоркого глаза живописца Репина, великолепно владеющего пером, не ускользает ни одна подробность человеческого бытия.
Картина «Бурлаки» известна всем. А вот как она создавалась, как вообще нищий тогда еще выпускник Академии художеств попал на Волгу? Об этом пишет сам Репин – и за этими записками встает быт того времени, фигуры крестьян и купцов, и репинских сотоварищей-художников, и первые волжские пароходы, принадлежащие судоходной компании с удивительным названием «Самолет» - («Бурлаки» и эскизы к ним создавались в 1868-70 гг.).
Репин-художник чрезвычайно плодовит и неутомим.
Всю свою долгую жизнь Репин дорожил каждой творческой минутой - ежедневно и с каждого раннего утра. Даже на еде Репин экономил время – по свидетельству его друга и биографа К.И. Чуковского – который, кстати, первый оценил великий писательский дар Репина - в дверях его мастерской была прорублено окошечко, сквозь которое подавалась ему вегетарианская пища. Репин писал до глубокой старости, и живопись помогала ему бороться с недугами, а потом и с самой смертью.
Кисти Репина принадлежат портреты всех значительных деятелей русской культуры девятнадцатого века - композиторов, писателей, художников, составивших славу России. И со всеми ними Репин переписывался – со Стасовым, с Крамским, с Толстым – десятки, сотни адресов и тысячи, тысячи писем.
На одной из юбилейных прижизненных выставок картинами Репина были заполнены практически все залы Русского музея.
Титан Репин чрезвычайно разнообразен, и далеко не все полотна и рисунки художника общедоступны, многие и многие работы находятся в частных коллекциях, и даже репродукций их нет.
Репин-критик обладал великолепным, безукоризненным вкусом – причем, ни только в живописи, но и в искусстве вообще.
Чрезвычайно тонки и остроумны репинские статьи:
«Только личное вдохновение достойно внимания зрителей. Композиция – устаревшее стойло рассудочности – долой! Анатомия – сказки старых рутинеров-сухарей – выбросить! Штудия с натуры – фотография. Можно иногда, по поводу натуры творить; но скорей - в один присест – не зарабатываться.
Идеал – это такое произведение, которое если б оно изображало папуасов, казалось бы зрителю, что это несомненное произведение самих папуасов».
Но Репин отнюдь ни рутинер - с первого же прослушивания стихов Маяковского именно Репин определил в нем гения, и единственная причина, почему не осталось портрета Маяковского репинской кисти – придя на первый сеанс - поэт постригся.
Репин, как и всякий подлинно великий человек, был чрезвычайно непосредственным, благожелательным и деликатным. Но в то же время, не было более беспощадного, и правдиво-бесцеремонного посетителя выставок, чем Репин, когда он обнаруживал фальшь, халтуру, когда он видел, что пользуясь его любезностью и обходительностью какое-то бездарное ничтожество хочет заработать себе имя и деньги.
Мы все практически современники Репина, и еще знаем и помним, что же происходило при его жизни. Но пролетят столетия и все поменяется. И люди, может быть, заинтересуются – что же происходило во времена, когда жил Репин – в каком же веке Репин-то жил?
Названием файла, под которым будет наше время - «Репин».
И может статься, что колоссальный холст Репина «Торжественное заседание Государственного Совета» с явными признаками вырождения на значительных и породистых лицах господ победоносцевых через пятьсот лет вполне может быть принят за групповой портрет наших думских завсегдатаев.
Думаете, ошибаюсь? Тогда скажите мне – в каком столетии жил Мурильо? Запишите ответ, а потом сверьтесь в поисковике.
Пушкин, Толстой, Репин…
Как Москва без Кремля, так Россия без Репина не представима.



Tags: Илья Репин, Репин, гений, живопись, художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments