Многотомные сочинения земляка поэта, величайшего русского историка Василия Осиповича Ключевского, осенены собственным пониманием — родовой или общинный путь развития характерен для России. В этом суть разногласий между «западнической» — родовой и «славянофильской» — общинной историческими школами. Какой из этих двух путей — родовой или общинный — то есть «западнический» или «славянофильский» является для России подлинным внутренним движителем. Только в этом и суть, и смысл историографических изысканий и сопутствующих многолетних научных споров, которые вели — К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, К.И. Бестужев-Рюмин, В.И. Сергиевич, С.М. Соловьев.
Сам Василий Осипович Ключевский причислял себя к западникам. Великая борьба лучших умов России послужила причиной расцвета русской исторической науки в 19-ом веке.
Творчество Валерия Сухова являет собой подтверждение, что для России характерны и свойственны оба этих пути — и родовой, и общинный. Наездом и со стороны, хлеба не напашешь, — главное, чтобы пути развития были собственными, народными, а не навязанными извне:
Мы — заблудшие дети России.
Сколько раз нас сбивали с пути
Новоявленные мессии!
Новопризванные вожди!
Чтоб бесовством переболели
И душой исцелились навек.
Перед Родиной на колени
Упадём покаянно в снег.
Посреди её бездорожья
На распятии всех путей.
И Россия, как Матерь Божья,
Не оставит своих детей…
полностью - https://newizv.ru/news/culture/22-05-2021/valeriy-suhov-svyatoy-i-gorkoyu-toskoy-polynnyy-duh-szhigaet-dushu